«Всечестное Твое рождество, Пресвятая Дево Чистая, Ангелов множество на Небеси и человеческий род на земли, ублажаем…»

В канун Недели 15-й по Пятидесятнице, предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы, мч. Созонта, в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Воронежа было совершено Всенощное бдение с чином литии. Богослужение возглавил протоиерей Андрей Скакалин в сослужении клириков храма.

Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

О ПРАЗДНИКЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Сам Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество. Он избирает Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.
Пресвятая Дева Мария родилась в Палестине, в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким, происходивший из рода пророка и царя Давида, и Анна – из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников и сильно скорбели.
Будучи богатым и знатным человеком, Иоаким приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу». В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник Иссахар не принял ее, назвав Иоакима недостойным: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Столь горько стало Иоакиму, что он не пошел домой, к жене своей, а удалился в пустыню и постился там сорок дней, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».
Когда об этом рассказали Анне, то плакала она в отчаянии, но при этом не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Однажды, когда она ходила по саду и плакала, явился ей ангел Господень и возвестил: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой».
Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву Господу десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома, когда увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, в радости она побежала и пала на его грудь. Праведные супруги дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в Иерусалимский храм для воспитания до совершеннолетия. И действительно, в свой срок у них родилась Дочь, Которую они назвали Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
Господь исполнил прошение праведных Иоакима и Анны тогда, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших». Пресвятая Богородица является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России — ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы. В этот день произошло решающее для судьбы нашего Отечества сражение – в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.