Богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, называемое также «Стояние преподобной Марии Египетской»

Вечером в понедельник пятой седмицы Великого поста в нашем храме совершено уставное великопостное богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Согласно церковного устава, было прочитано житие преподобной Марии Египетской, покаянному подвигу которой посвящено это богослужение, а также последующий воскресный день — Неделя 5-я Великого поста. На этом богослужении единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который звучал по частям в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Ввиду значительной продолжительности эту службу называют «Стоянием преподобной Марии Египетской». Из бездны порока эта подвижница взошла путем покаяния на высоту совершенства и святости, уподобилась бесплотным Ангелам. Прославляя великое покаяние о труд преподобной Марии, Церковь в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся. (Прочитать житие преподобной Марии Египетской можно здесь: http://www.pravoslavie.ru/3079.html#_ftn13).
Покаянный канон прп. Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы — рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную — и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.
Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. В тропарях канона персонажи Священной Истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в Евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.
Повествование ведется от первого лица. Дела Божии в прошлом — это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу — наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.
Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: «Я подражал преступлению первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…»
Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих Божественных даров: «Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…»
Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству — тому спасительному состоянию «духовной нищеты», о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни — не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.
Именно поэтому в своем Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где все говорит о Боге, все отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живем. Современный мир противоположен тому, первозданному… Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.
Поврежденного грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение — покаяние. Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.
Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.