В сегодняшний день Святая Православная Церковь воспоминает преподобного Антония – основоположника монастырей и великого наставника монахов.
Во время начала его подвижничества еще не существовало монастырей. Отдельные монахи подвязались одиноко в пустынях. С отшельничества начался и духовный путь преподобного Антония. 20 лет он непрестанно сражался с диаволом и со всем его бесчисленным полчищем бесов в пустыне и в старой заброшенной крепости. Через некоторое время слух о подвижнике распространился, и множество людей стали приходить к крепости. Они оставались снаружи стен и лишь слышали доносившийся изнутри громкий шум и голоса бесов. Однажды в избытке рвения почитатели Антония взломали дверь и увидели подвижника, окруженного сиянием, словно выходящим из некоего таинственного святилища. Его телесный вид остался таким же, как и был 20 лет назад, несмотря на посты и борьбу с бесами, а душа приобрела такое состояние чистоты, какое было у Адама до грехопадения.
С этого момента преподобный вышел из затвора и стал принимать людей. А уже в 306 году он основал два монастыря: один – на восток от Нила, в Писпире, а другой – на левом берегу, недалеко от Арсинои, и, вдохновляемый Святым Духом наставлял монахов в духовных науках.
По прошествии времени преподобный вновь удалился в пустыню, чтобы в уединении предаваться созерцанию и битве с яростными бесами.
Когда преподобный достиг 105 лет, он отправился, по своему обычаю, посетить монахов, живших на ближайшей горе, и объявил им с радостью, что Господь вскоре призовет его на настоящую родину. Затем он вновь удалился далеко в пустыню вместе с двумя помогавшими ему учениками. Преподобный повелел им похоронить его в месте, о котором никто не будет знать. 17 января 356 года он с радостным выражением лица, словно ему навстречу шли друзья, мирно отошел ко Господу.
Слава об отце всех монахов распространилась повсюду. Вот уже многие века его биография, с любовью написанная святителем Афанасием Александрийским вскоре после смерти преподобного (357), дарует душам, устремляющимся к Богу, совершенный образец пути, по которому следует идти, чтобы достичь совершенства в христианской жизни.