Неделя Торжества Православия

Богослужение первой Недели Великого поста совершается с особым благолепием и молитвенным подъемом — в этот день празднуется торжество Православного вероучения над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Накануне воскресного дня в нашем храме было совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» протоиерей Андрей Скакалин.

Божественную Литургию возглавил иерей храма Андрей Сикорский в сослужении диакона Романа Карасева. После отпуста Литургии был совершен Чина Торжества Православия. На середину храма были торжественно изнесены святые иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Объяснение этому — в истории возникновения самого богослужебного чина.
Благочестивый обычай благодарить Бога за преодоление церковной смуты, воздвигнутой еретиками, был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”.
Избранный Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.
В этом чинопоследовании утверждается торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем провозглашается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы и подвижники, подвигом и трудами способствовавшие распространению православной веры.
Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. «Анафема» (отлучение) провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем еретикам, отвергающим или искажающим основные догматы Православной Церкви.
Ныне живущим и трудами своими способствующим утверждению Православия Патриархам, архипастырям и всем ревнителям благочестия воспевается «Многая лета!».