Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).

В субботу пятой седмицы Великого поста, Православная Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы — чтение на утрени акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста).
Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков.
Впервые акафист Божией Матери был прочтен во Влахернском храме Константинополя, после чудесного избавления города от вражеского флота в 860 году. Согласно Преданию Церкви, флот погиб от поднявшейся бури, когда в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы.
Изначально празднование совершалось только во Влахернском храме, где хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.
Позднее праздник был внесен в устав Студийского монастыря, а потом и в богослужебные книги, став общим для всей Православной Церкви.
В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».
Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать.
Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери – это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она – наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.