Светильник русского священства, достойный пример для подражания, великий молитвенник и целитель. Такими словами можно назвать этого святого. По его молитвам творились чудеса, он явил на себе пример истинной жизни христианина и священника. Любовь его к людям была безгранична, поэтому народ до сих пор любит его и обращается к нему в своих молитвах.
Иоанн Ильич Сергиев появился на свет в бедной семье в семье Сура Архангельской губернии в 1829 году. Его отец и дед служили всю жизнь дьячками в местной церкви. Кроме Вани в семье потом родилось еще пятеро детей, трое из которых умерли. Ваня тоже был слаб от рождения, родители боялись, что он долго не проживет, поэтому и окрестили его сразу.
Его святым стал Иоанн Рыльский. Мальчик рос послушным, умным, кротким. С детства любил молиться и читать духовные книги. В десять лет он поступил в духовное училище в Архангельске, где был лучшим учеником. Затем духовную семинарию там же. За успехи его перевели в духовную академию в Питере. Потом Иван защитил диссертацию и стал кандидатом богословия.
Еще во время обучения Иван увидел сон, что служит священником в Кронштадте. Он раньше мечтал стать монахом и миссионером, чтобы проповедовать за рубежом. Но позже выяснилось, что жители Питера знают о Христе меньше, чем иностранцы, поэтому решил принять священство – чтобы просвещать русских людей.
Молодому выпускнику предложили жениться на дочери настоятеля собора в Кронштадте, и он согласился. По сведениям, брак этот был фиктивный, супруги никогда не вступали в интимные отношения, поэтому детей у них не было. Говорят, что Елизавета, жена пастыря, долго не могла смириться с отношениями, писала, жаловалась архиерею. Но, в конце концов, смирилась и стала помощницей великому святому.
В возрасте 26 лет Иван был рукоположен во диакона, а через день в священника. Его поставили служить в Андреевском соборе города Кронштадта, где он и прослужил всю жизнь. Кроме того, он преподавал в гимназии Закон Божий.
Современники замечали особо ревностное отношение молодого священника к служению. Он всегда плакал на проповеди, чем вызывал некоторое удивление своих коллег. Через двадцать лет он стал протоиереем. Еще спустя двадцать лет настоятелем собора. Через пять лет о.Иоанн стал митрофорным протоиереем.
О. Иоанн особо ревностно относился к служению литургии. Служил ее каждый день, будучи настоятелем. Перед каждой службой он приходил в алтарь, вставал на колени перед Престолом и долго молился, плакал. Когда чувствовал прощение и Благодать, вставал и приступал к служению.
На его службы стекалось множество людей, так что огромный собор с трудом вмещал всех. По причине того, что батюшка не мог лично поисповедовать каждого, исповедь была публичной. Каждый вслух говорил свои грехи, так чтобы все их слышали. Потом о. Иоанн читал общую разрешительную молитву и причащал. Он видел каждого насквозь, иногда подошедшему к Чаше, он говорил: «ты недостоин причастия, иди еще кайся!» и не допускал некоторых ко Причастию.
Коллеги завидовали его популярности и нередко творили ему мелкие козни. Кроме церковного служения батюшка широко занимался благотворительностью. Он организовал детские приюты, дома для бедных. Каждый день после службы он не шел домой, а обходил дома бедных прихожан. Он беседовал с жителями, рассказывал им о Боге, нянчил детей, помогал по хозяйству крестьянам. Батюшку очень любили простые люди. Часто он раздавал им всю свою зарплату, одежду, обувь, возвращался домой босиком.
Жена много роптала по причине этой расточительности. По её прошению зарплата мужа стала выдаваться ей на руки, а не ему. Но батюшка был неисправим и находил способы подавать бедным. Чем больше он раздавал, тем больше ему подавали денег.
Дома мало кто его понимал, жена и постояльцы не соблюдали постов, не молились. В комнатах, соседних с ним, устраивали шумные балы, танцевали и затихали далеко за полночь. Поэтому батюшка ложился спать очень поздно, но вставал каждый день в пять утра и шел на службу.
О.Иоанн часто совершал поездки по всей России, занимался благотворительностью, проповедовал. На деньги благодетелей он приобрел пароход, на котором путешествовал. В родной деревне, где он родился, батюшка построил новый храм.
О.Иоанна позвали к одру умирающего императора Александра Третьего. Он исповедовал, причастил царя и был с ним до самой его кончины.
В 1901 году о.Иоанн основал женский монастырь в Питере на реке Карповке. Он назван Иоанновским в честь своего святого Иоанна Рыльского. Один из храмов по желанию батюшки был освящен в честь святых его родителей.
В 1904 году батюшку позвали помолиться к больному. Он предчувствовал, чем это закончится. Как он вошел в дом, двери за ним заперли, послышалась возня и стоны батюшки. Когда двери удалось взломать, о.Иоанн был сильно ранен, весь в крови. Ему нанесли множество ран ножом в паховую область. Батюшка не велел наказывать обидчиков, никому не говорил, кто это был.
Три последних года своей жизни о.Иоанн сильно страдал от болезни. Но продолжал служить, последний раз он отслужил в декабре 1908 года. После этого батюшка слег и уже не вставал. Каждый день священники ходили причащать его.
Через две недели о.Иоанн скончался. Его тело было положено в Иоанновском монастыре в храме в честь святых его родителей. К его могиле ходили люди, где получали исполнение просимого. В годы советской власти мощи были замурованы в подвал, но верующие нарисовали на этом месте крест и продолжали ходить на поклонение.
В 1990 году о.Иоанн был канонизирован в лике святых праведных.
Житие преподобного Исаакия
Преподобный Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378). Когда император собирался на войну с варварами, прп. Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела чудесным образом избавили прп. Исаакия от гибели. Придя к императору в последний раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.
О встрече прп. Исаакия с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блж. Феодорит Кирский, Созомен и некоторые другие. В синаксарном Житии прп. Исаакия в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в других редакциях: святой узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения. Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой.
После смерти императора Валента на престол взошел император Феодосий I Великий (379–395). Услышав о пророчестве святого, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого прп. Исаакий, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, прп. Исаакий попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К святому приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал его во дворец. Прп. Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата монастырь, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней.
Почувствовав приближение смерти, прп. Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.
После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви св. Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Св. Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.
Исходя из текста Жития Исаакия, годом его смерти следует считать 383-й. Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Далмата, Исаакий жил еще при архиепископе Аттике (406–425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что св. Исаакий был жив еще в 406 г., когда посещал прп. Ипатия в его монастыре. При этом другая версия Жития Далмата, изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 г. как дату кончины святого, однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте.
Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти преподобного. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти св. Исаакия. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 г. на основании данных о церкви первомч. Стефана, в которой были положены мощи Исаакия. Существует мнение, что святой скончался в 424 или 425 г.
Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей прпп. Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне.
Почитание прп. Исаакия в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти святого. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в С.-Петербурге.