Свтт. Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.

За последние два века, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские и преподобный Серафим, подвижник Саровский.

Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых.
Святитель Митрофан – первый по открытии епархии Воронежский епископ. В жизни его в особенности замечательны отношения к преобразованию России. Тогда как многие с недовольством смотрели на старания Петра I вывести Россию из ее замкнутости и сблизить с Европой, святитель Митрофан открыто сочувствовал благим его мерам. Прославляя Петра за намерение завести флот и за войну с Турцией, он пожертвовал ему все сбережения от архиерейских доходов (до 6000 рублей) и затем постоянно отсылал ему новые сбережения с надписью: «На ратных». Но, выражая такое живое и деятельное сочувствие делу Петра, святитель смело предостерегал его от опасных увлечений. Один раз, потребованный Петром, святитель отказался войти в его дворец, потому что перед воротами и на дворе его были поставлены статуи языческих божеств. Услышав, что царь сильно разгневался на него, святитель стал готовиться к смерти. Дело окончилось тем, что Петр I уступил ему и приказал убрать статуи и, по кончине святителя 23 ноября 1703 года, плакал о нем и сам нес его гроб до могилы. Нетленные мощи святителя Митрофана открыты в 1831 году, а в следующем году он торжественно причтен был к лику святых.
Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году от беднейшего причетника села Короцка (в пределах нынешнего Валдайского уезда) и вскоре по рождении лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасающей нищеты: иногда целый день приходилось ему работать у поселян только ради куска хлеба. Едва избегнув разбора (для отдачи в военное звание), среди великой нужды учился он потом в Новгородской семинарии, в которой после был наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности, чудные видения) расположили его к принятию иночества, к которому давно стремился, и, наконец, по явному указанию свыше, он был избран в епископа. Около двух лет, в 1761–1763 годах, он был викарием в Новгороде и около четырех, с 1763 по 1767 год, на самостоятельной кафедре в Воронеже. Во все это время он ревностно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников, в Воронеже от времени язычества соблюдался праздник в честь Ярила, соединенный со множеством разных бесчинств. Один раз святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начинает обличительное слово, которое так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся. Усиленные труды расстроили его здоровье. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет жизни провел на покое, в Задонском монастыре. Все время дня, за исключением 4–5 часов тревожного отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно бывал он в храме. Дома, кроме обычных часов его молитвы, часто падал на колени и ниц и, обливаясь слезами, как бы самый тяжкий грешник, взывал: «Господи, пощади, Господи, помилуй!» Непременно каждый день он читал по несколько глав из Священного Писания и в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворения, и сюда же обращалось все, что получал он в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных в тамошней тюрьме, утешал их, располагал к покаянию и затем оделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания, и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви, и горькие слезы текли из глаз его. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлоблив: до земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто сделал ему какое-либо оскорбление. Раз в доме знакомого он вступил в беседу с одним дворянином-вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя в щеку. Святой Тихон бросился к нему в ноги, прося прощения за то, что привел его в раздражение. Этот подвиг незлобливого смирения так подействовал на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к вере и после был добрым христианином. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы ходили к нему дети: он учил их молитвам, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 года; через 63 года открыты нетленные мощи его, а в 1861 году (через 78 лет по кончине) он торжественно причтен к лику святых угодников.
Преподобный Серафим, в миру Прохор, родился в Курске в 1759 году в благочестивой купеческой семье Мошниных, трех лет лишился родителя и воспитался под особым влиянием своей матери, женщины высоких нравственных правил, в особенности отличавшейся благотворениями бедным невестам, которых, снабжая приданым, она устраивала в замужество. С юных лет особенная милость Господня хранила своего избранника: быв семи лет, он поднялся с матерью на строившуюся высокую колокольню нынешнего в Курске кафедрального собора, упал со стен ее на землю и остался цел и невредим; десяти лет отрок Прохор чудесно, милостью Богоматери, был исцелен от опасной болезни. С юных лет он почувствовал особенную любовь к жизни иноков. Семнадцати лет он берет увольнение от общества и отправляется на богомолье в Киев. Здесь от старца схимника получает указание идти в Саров. Саровская пустынь, основанная в половине XVII столетия на границе нынешних Тамбовской и Нижегородской губерний и уже прославленная подвигами своих настоятелей и иноков, представляла особенные удобства для жизни подвижнической и давала образцы ее в разных родах. 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Богоматери, благочестивый юноша Прохор вступил во врата обители. Восемь лет с глубоким смирением и беспрекословным послушанием он нес искус иноческий в разных послушаниях, в то же время просвещал свою душу ежедневным чтением Евангелия, других священных книг и творений отеческих, упражнял себя в подвигах усиленного поста, долговременной усердной молитвы, внимал наставлениям подвижников. При пострижении дано ему имя Серафим (пламенный), вполне отвечавшее настроению души его; через два месяца после этого посвящен он в иеродиакона, а через пять лет в иеромонаха. Чудные видения при благоговейном исполнении служб, в особенности литургии, воскрыляли его мысль и воспламеняли сердце, и через два года по принятии священства он решается, с благословения настоятеля обители, на подвиг уединенной, отшельнической жизни. Сначала поселяется он в так называемой дальней пустыне в 5 верстах от обители. Здесь он сам собирал и носил дрова для отопления келлии, сам насаждал и возделывал огород для произращения овощей, какими питался, но главным занятием его было чтение слова Божия, непрестанная молитва, благочестивые размышления. Случалось, что во время работы, занятый богословием, подвижник погружался в такое глубокое созерцание тайн духовных, что орудия, при помощи коих он работал, падали из рук его, и в его взоре, устремленном к небу, выражалось необыкновенно светлое, неземное настроение. Нередко он претерпевал страшные искушения, но препобеждал их молитвой и терпением. В отражение одного из таких искушений он предпринял подвиг столпника и тысячу суток молитвенно стоял с воздетыми к небу руками на камне днем в келлии, ночью вне ее. Под конец десятилетия пустынной жизни священноинок Серафим потерпел жестокое избиение от разбойников, искавших у него денег, и для излечения ран должен был возвратиться в обитель. Получив чудесное исцеление от ран, он опять ушел в свою дальнюю пустыню и наложил на себя обет молчальника, которой продолжал и в обители, по вторичном возвращении в нее, состоявшемся по желанию настоятеля и старшей братии. В стенах обители он предпринял новый подвиг – затворничества, который закончился после видимого явления ему Богоматери, повелевшей ему отворить двери келлии и принять подвиг старчества; тогда пошли к нему тысячи народа, чтобы получить от него совет, наставление, благословляющие плоды его собственного целожизненного назидания в вере и благочестии, преподобный Серафим делил время между пребыванием в келлии обители и путешествиями в так называемую ближнюю пустынь, отстоящую от обители на расстоянии около 2-х верст. Недалеко от этой ближней пустыни ископан им колодец, вода которого являет, по молитвам угодника Божия, особенные целебные свойства и действия. Кончина блаженного старца в коленопреклоненном положении перед иконой Божией Матери, именуемой «Умиление», достойно заключила его жизнь, от первых лет детства до последнего дня преклонной старости всецело посвященную на служение Богу и ближнему. Славу Сарова по отношению к новоявленному чудотворцу преподобному Серафиму разделяет Дивеевская женская обитель, находящаяся в 12 верстах от Сарова. Дивеевская обитель была предметом особенной отеческой заботы преподобного Серафима во все время его подвижнической жизни и особенно в последние годы, когда он вступил на подвиг старца – всенародного учителя. Торжественное прославление преподобного Серафима совершено в 1903 году 19 июля.