В 4-ю неделю по Пятидесятнице Православная Церковь совершает память Со­бора Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых, священномученика Евсевия, епископа Самосатского

Воскресное Богослужение в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица», возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Скакалин, в сослужении духовенства. Сегодня мы молитвенно вспоминали пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских святых и священномученика Евсевия, епископа Самосатского.

В чтении сегодняшнего Евангелие говорилось о исцелении слуги Капернаумского сотника – одно из ярких повествований у евангелиста Матфея. Сам факт нахождения этого эпизода именно у Матфея – совсем не случаен. Своё Евангелие Матфей пишет прежде всего для общины христиан, которая в то время преимущественно состояла из евреев – с неизбежными следами иудейского мировоззрения.
В повествовании происходит наложение двух, казалось бы, взаимоисключающих систем координат. С одной стороны – иудейский раввин, пророк, учитель, явно обладающий харизматическими дарами. С другой – сотник, римский офицер, обслуживающий интересы оккупационной власти, часть непобедимой, жёстко выстроенной и бесчеловечной римской армии. Правоверный ревностный иудей – и обычный поверхностный язычник. Бродячий проповедник – и чётко обточенный винтик системы. О каком пересечении может идти речь?
Но вот приходит боль и страдание – и самодостаточность системы начинает шататься. Небольшой аспект, который легко выпадает из нашего поля зрения – то, что это всего лишь слуга, даже не родственник сотника. То есть будучи частью военной системы, этот римский офицер так и не перестал быть просто добрым человеком, сочувствующим, сопереживающим боли другого.
И вот, на наших глазах происходит вхождение, или, даже можно сказать, столкновение двух систем. Какого ответа мог ожидать сотник от представителя порабощённого народа? Отказа с усмешкой – де мол, чем вас меньше будет, тем нам легче? Вполне! Мог он столкнуться с безжалостным религиозным фанатизмом? Мог! Но ради любви к тому, кто ему служил – сотник идёт на этот риск. Сам факт обращения к иудею – это признание бессилия грандиозной римской цивилизации: ведь римляне смотрели на евреев как на дикий, странный, суеверный народ. Но сотник идёт ещё дальше: он понимает, что иудеям запрещено входить в дома язычников – и когда Иисус уже готов прийти – он Его останавливает: не надо приходить, скажи только слово – и я верю, этого будет достаточно!
Встреча с таким язычником – для Самого Иисуса – большая радость. В лице сотника сплавляются воедино любовь к ближнему и вера Богу – и вот результат: не только исцеление, но и пример всем последователям Христа, как правильно расставлять акценты в отношениях с людьми!

Дол­гое вре­мя па­мять пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­лась от­дель­но каж­до­го. Но неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен, быв­ший в свое вре­мя игу­ме­ном Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, бла­го­сло­вил уста­но­вить день празд­но­ва­ния Со­бо­ра всех Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых. К то­му же еще во вре­мя пре­бы­ва­ния его в оби­те­ли им из осо­бой люб­ви к свя­тым по­кро­ви­те­лям Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря был со­став­лен осо­бый ака­фист его свя­тым. Для празд­но­ва­ния Со­бо­ра Ю.Г. Мал­ков со­ста­вил по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­манд­ри­та Иоан­на (Кре­стьян­ки­на) текст служ­бы. В 1988 го­ду, в юби­лей­ный год 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, на Свя­той гор­ке Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли был за­ло­жен храм в па­мять сон­ма свя­тых пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских. В 1994 го­ду впер­вые воз­нес­лась в церк­ви об­щая мо­лит­ва и служ­ба всем Пско­во-Пе­чер­ским свя­тым.

В лик Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых вхо­дят:
Прп. Марк (XV в., па­мять 29 мар­та)
Прп. Иона († ок. 1480, па­мять 29 мар­та)
Прп. Вас­са († ок. 1473, па­мять 19 мар­та)
Прмч. Кор­ни­лий († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля)
Прмч. Вас­си­ан Му­ром­ский († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля)
Прп. До­ро­фей Юг­ский († 1622)
Прп. Ла­зарь про­зор­ли­вый, схим­ник († 1824)
Сщ­мч. Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­еп. Харь­ков­ский († 1940, па­мять 11 мая, 30 ок­тяб­ря)
Прп. Си­ме­он (Жел­нин), иерос­хим. († 1960, па­мять 5 ян­ва­ря)

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕВСЕВИЯ, ЕПИСКОПА САМОСАТСКОГО

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­се­вий, епи­скоп Са­мо­сат­ский, твер­до сто­ял за пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, утвер­жден­ное на I Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее в 325 го­ду, за что тер­пел пре­сле­до­ва­ния от ари­ан, неод­но­крат­но ли­шав­ших его ка­фед­ры и из­го­няв­ших в за­то­че­ние. Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций (337–361), по­кро­ви­тель ари­ан, узнав о том, что у свя­ти­те­ля Ев­се­вия хра­нит­ся со­бор­ный акт об из­бра­нии на Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру пра­во­слав­но­го ар­хи­епи­ско­па Ме­ле­тия, по­слал к нему при­каз от­дать этот акт. Свя­ти­тель ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся ис­пол­нить при­ка­за­ние. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­слал ска­зать, что ес­ли он не от­даст акт, то ему от­се­кут пра­вую ру­ку. Свя­той Ев­се­вий про­тя­нул по­слан­но­му обе ру­ки со сло­ва­ми: «От­се­ки­те, но ак­та со­бо­ра, в ко­то­ром об­ли­ча­ет­ся зло­ба и без­за­ко­ние ари­ан, я не от­дам». Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций уди­вил­ся сме­ло­сти епи­ско­па, но не при­чи­нил ему вре­да.
По­сле Кон­стан­ция во­ца­рил­ся Юли­ан От­ступ­ник (361–363). На­сту­пи­ло еще бо­лее труд­ное вре­мя – на­ча­лось от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан. Свя­ти­тель Ев­се­вий, скры­вая свой сан, в одеж­де во­и­на про­шел через всю Си­рию, Фини­кию и Па­ле­сти­ну, утвер­ждая хри­сти­ан в пра­во­слав­ной ве­ре. Он по­став­лял в пу­сту­ю­щие церк­ви свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, ру­ко­по­ла­гал епи­ско­пов, от­вер­гав­ших ари­ан­скую ересь. По­сле ги­бе­ли Юли­а­на От­ступ­ни­ка во­ца­рил­ся бла­го­че­сти­вый царь Иови­ан (363–364), в прав­ле­ние ко­то­ро­го го­не­ние пре­кра­ти­лось. Воз­вра­тив­ший­ся из ссыл­ки ар­хи­епи­скоп Ме­ле­тий по со­ве­ту свя­то­го Ев­се­вия в 379 го­ду со­звал в Ан­тио­хии По­мест­ный Со­бор. В нем участ­во­ва­ло 27 епи­ско­пов и бы­ло под­твер­жде­но пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние, при­ня­тое на I Все­лен­ском Со­бо­ре. Ари­ане, бо­ясь твер­дых ис­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия – свя­ти­те­лей Ме­ле­тия, Ев­се­вия и Пе­ла­гия, поль­зо­вав­ших­ся боль­шим ува­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра, по­ста­ви­ли свои под­пи­си под со­бор­ным опре­де­ле­ни­ем. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Иови­а­на на­ча­лось прав­ле­ние ари­а­ни­на Ва­лен­та (364–378). Пра­во­слав­ные вновь ста­ли под­вер­гать­ся пре­сле­до­ва­ни­ям. Свя­той Ме­ле­тий был из­гнан в Ар­ме­нию, свя­той Пе­ла­гий – в Ара­вию, а свя­ти­тель Ев­се­вий осуж­ден на за­то­че­ние во Фра­кию. По­лу­чив цар­ский указ, свя­той Ев­се­вий но­чью уехал из Са­мо­са­ты, чтобы предот­вра­тить воз­му­ще­ние по­чи­тав­ше­го его на­ро­да. Узнав об отъ­ез­де епи­ско­па, ве­ру­ю­щие на­стиг­ли его и с пла­чем умо­ля­ли воз­вра­тить­ся. Свя­ти­тель от­ка­зал­ся ис­пол­нить прось­бу па­со­мых, ска­зав, что сле­ду­ет по­ви­но­вать­ся су­ще­ству­ю­щей вла­сти. Свя­ти­тель убеж­дал па­со­мых твер­до дер­жать­ся пра­во­сла­вия, бла­го­сло­вил их и от­пра­вил­ся на ме­сто ссыл­ки. На Са­мо­сат­скую ка­фед­ру был по­слан ари­а­нин Ев­но­мий, од­на­ко на­род не при­нял ере­ти­ка. Пра­во­слав­ные не хо­ди­ли в храм и из­бе­га­ли встре­чи с ним. Ере­тик-ари­а­нин по­нял, что не смо­жет при­влечь к се­бе са­мо­сто­я­тель­ную паст­ву.
Всту­пив­ший на пре­стол им­пе­ра­тор Гра­ци­ан (375–383) воз­вра­тил из из­гна­ния всех по­стра­дав­ших при ари­а­нах пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев. Свя­ти­тель Ев­се­вий так­же воз­вра­тил­ся в Са­мо­са­ты и про­дол­жил тру­ды по цер­ков­но­му бла­го­устро­е­нию. Вме­сте со свя­тым Ме­ле­ти­ем они по­став­ля­ли на ме­сто ари­ан пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Око­ло 380 го­да он при­был в ари­ан­ский го­род До­ли­хи­ны, чтобы по­ста­вить в нем пра­во­слав­но­го епи­ско­па Ма­ри­на. Жен­щи­на-ари­ан­ка сбро­си­ла с кры­ши че­ре­пи­цу, ко­то­рая про­би­ла го­ло­ву свя­ти­те­лю. Уми­рая, он по при­ме­ру Спа­си­те­ля про­стил ей ви­ну и про­сил окру­жав­ших не де­лать ей зла. Те­ло свя­ти­те­ля Ев­се­вия бы­ло пе­ре­не­се­но в Са­мо­са­ты и с пла­чем по­гре­бе­но его па­со­мы­ми. На ме­сто свя­ти­те­ля был воз­ве­ден его пле­мян­ник, бла­жен­ный Ан­тиох, и Са­мо­сат­ская Цер­ковь про­дол­жа­ла твер­до ис­по­ве­до­вать пра­во­слав­ную ве­ру, проч­но на­саж­ден­ную тру­да­ми свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ев­се­вия.