Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Иверской иконы Божией Матери.

26 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, праздник Иверской иконы Божией Матери, протоиерей Андрей Скакалин  совершил Божественную литургию в родном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

На сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Церковные песнопения исполнил хор храма под руководством регента хора: Татианы Морозовой

Память святых отцов VII Вселенского Собора

В этот день Церковь совершает память святых отцов VII Вселенского Собора. Он проходил в Никее в 787 году и считается последним Вселенским Собором в истории Православной Церкви.
В VIII веке в Византии набрало силу движение иконоборчества, сторонники которого выступали против почитания икон. Иконоборцы считали почитание икон идолопоклонством и нарушением второй заповеди не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4-5). Дошло до того, что в 730 году император Лев. 3 Исавр полностью запретил почитание икон, в результате чего огромное количество бесценных икон, мозаик, фресок, скульптур святых было уничтожено. Многие иконопочитатели были репрессированы и казнены. Сын и внук Льва III Константин V Копроним и Лев. 4 Хазар продолжали иконоборческую политику. Однако после смерти Льва IV к власти пришла его вдова Ирина. Она и приняла решение о созыве Вселенского Собора, чтобы поставить точку в иконоборческих спорах.
В Соборе приняли участие около 350 иерархов. В основном это были представители восточной части тогда еще единой христианской Церкви. Папа Римский Адриан I прислал на Собор двух легатов (посланников) и написал письмо, в котором выразил поддержку идее восстановления иконопочитания.
Ключевым решением Собора стало принятие догмата об иконопочитании. Участники Собора констатировали, что почитание, оказываемое иконам, относится не к самим изображениям, не к доскам и краскам, а к тем, кого они изображают, — Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — говорится в догмате. Было также подчеркнуто, что почитание икон является выражением веры в воплощение Бога через Иисуса Христа. Важно, что этот догмат различает понятия «почитание» (греч. προσκύνησις) и «поклонение» (греч. λατρεία), где поклонение принадлежит только Богу.
В 813 году императором стал Лев. 5 Армянин, который вновь начал гонения на иконопочитателей. Таким же образом действовали и его преемники — Михаил II, который, впрочем, проявлял определенную терпимость в отношении иконопочитателей, и Феофил, снова возобновивший жестокие репрессии. Иконопочитание было восстановлено только 842 году по инициативе императрицы Феодоры, вдовы Феофила, воспитанной в традициях иконопочитания. В 843 году в Константинополе был созван церковный Собор, который принял определение о восстановлении почитания икон, подтвердил законность постановлений Семи Вселенских Соборов и провозгласил анафему иконоборчеству. В честь этого события был установлен праздник Торжество Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста.


История Иверской иконы Пресвятой Богородицы

В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь.

Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Через два века икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.
Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители – Иверский монастырь – она получила наименование Иверская.
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.