Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

21 сентября 2025 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и в 15-ю Неделю по Пятидесятнице, иерей Савва Морозов совершил позднюю Божественную литургию в родном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Отцу Савве сослужил диакон Роман Карасёв.

Песнопения исполнил хор под руководством регента Татианы Морозовой.

За богослужением были прочитаны три отрывка из Евангелия.

В отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин. 3:13-17) Господь наш Иисус Христос в беседе с благочестивым фарисеем Никодимом, пришедшим к нему ночью, говорит, что никто не восходил на небо, «как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Иисус Христос говорит о необходимости быть «вознесену» Сыну Человеческому, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Ради этого Бог отдал Сына Своего Единородного, Который пришел не судить мир, а для того, чтобы «мир спасен был чрез Него». Этот отрывок из Евангелия читается в храмах в преддверие праздника Воздвижения Креста Господня.

В отрывке из Евангелия от Матфея (Мф. 22:35-46), Господь Иисус Христос, отвечая на вопрос искушавшего Его фарисея, какая заповедь наибольшая в законе, отвечает, что «первая и наибольшая заповедь» – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь добавляет: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

В третьем отрывке из Евангелия от Луки (Лк. 10:38-42,11:27-28) в котором говорится о том, как Спаситель, путешествуя, пришел в дом к сестрам Марфе и Марии. Мария, сев у ног Господа, слушала слово поучения, а Марфа хлопотала об угощении. Когда Марфа обратилась к Спасителю с тем, чтобы Он отправил Марию помочь ей, Иисус Христос сказал: «Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Спаситель также сказал об истинном блаженстве: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

После Богослужения батюшка обратился к верующим со словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Сердечно поздравляю всех вас, братья и сестры, с праздником воскресного дня и с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

После грехопадения наши прародители Адам и Ева были изгнаны из рая, и после этого на протяжении тысячелетий весь род человеческий ждал Пришествия в мир Христа Спасителя. Ветхозаветные пророки говорили, что Спаситель мира, Мессия родится от Девы, поэтому люди ждали, когда родится Пречистая Дева, Которая послужит Тайне Боговоплощения. И этот час настал.

Родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна до глубокой старости не имели детей, но имели твердую и крепкую веру в Бога. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным, и сказал ему такие слова: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи». Также и еще один человек, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря: «Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?» Иоаким опечалился и ушел из храма Божия в пустыню, где сорок дней горячо молился Господу Богу. Его жена, праведная Анна, будучи дома и узнав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами. Однажды, выйдя в сад, она увидела на дереве гнездо с маленькими птенцами. От этого она стала еще больше скорбеть и плакать и стала молиться Господу Богу такими словами: «Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи, Господи! Призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие». Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал: «Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; через Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария». Услышав сии слова, Анна поклонилась Богу и сказала: «Жив Господь Бог, если родится у меня дитя — я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни». После этого, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в храм Божий, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение. В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал, что его молитва услышана Богом, и жена его Анна родит Дщерь, рождение Которой будет радостью для всего мира. «Иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое», — сказал Ангел Иоакиму. Он, удивленный таким благовестием, отправился в храм и нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об Ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда они вместе прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.

Ныне мы с вами радуемся о том, что в мир родилась Пречистая Дева, от Которой явился Спаситель всего мира. Когда Архангел Гавриил в Назаретской горнице благовестил Пречистой о том, что Она родит Христа Спасителя, Богоизбранная Отроковица с любовью, послушанием и смирением обратилась к Архангелу Гавриилу и сказала: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Эти сакраментальные слова должен носить в своем сердце каждый православный христианин.

Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование о том, как некий законник приступил ко Спасителю и, искушая Его, спросил: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Почему же евангелист подчеркивает, что задавая этот вопрос, законник искушал Спасителя? Книжники, фарисеи и законники ходили за Спасителем не для того, чтобы услышать живое слово проповеди, а для того, чтобы Его уловить, например, в незнании Священного Писания. Они не понимали, что перед ними Бог, Автор Священного Писания. Они учили Писание наизусть и знали помимо десяти заповедей пророка Моисея сотни прочих законов, которые относились к повседневной бытовой и хозяйственной жизни. Поэтому нередки были споры среди фарисеев и книжников, какая же заповедь выше прочих, а какие ниже. Исполняя законы, они забывали о Боге и ближних своих. Поэтому Христос Спаситель ответил на вопрос законника такими словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Пречистая Богоматерь в Своей жизни исполнила все заповеди, а наипаче Она имела любовь к Богу и ближним. Пречистая Дева имела глубокое смирение, без которого нельзя достичь Царства Небесного и спастись. Живя в Иерусалимском храме, Преблагословенная Дева изучала Священное Писание и знала его, сподоблялась явления святых ангелов, которые беседовали с Ней, и молилась Господу Богу: ««Господи, Я недостойна быть Госпожой, от Которой родится Спаситель мира, но сподоби Меня быть у Нее хотя бы последней рабыней». За великое смирение Господь избрал Пречистую Богоизбранную Отроковицу, Которая послужила Тайне Боговоплощения. Что такое смирение? Преподобный Антоний Великий, который много десятилетий подвизался в пустыне, однажды увидел все сети диавола распростертыми поверх земли, воздохнул и сказал: «Горе роду человеческому! Кто возможет освободиться от этих сетей?» На это Господь ответил ему: «Смирение спасает от них».

Однажды преподобный Антоний молился в келлии своей, и был к нему глас: «Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии». Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: «Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню». Кожевник отвечал: «Не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать». Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «По истине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими».

Однажды некие люди, имея при себе человека, одержимого бесом, пришли к старцу, чтобы тот исцелил его. Старец после многих прошений сказал демону: «Изыди из творения Божия!» Демон сказал старцу: «Выхожу, но спрошу у тебя об одном: скажи мне, кто суть козлища в Евангелии, а кто агнцы?» Старец сказал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». Демон, услышав, возопил громким гласом: «Вот я исхожу по твоему смирению», и вышел тотчас. Вот, возлюбленные во Христе братья и сестры, какие примеры истинного смирения мы видим! Без смирения нет спасения. А наивысший пример смирения мы видим у Пречистой Богоматери. До Рождества Пречистой Девы человечество всё дальше и дальше удалялось от Бога. Подобно заплутавшему в ночи под дождем путнику человечество сбилось с дороги и не ведало, куда идти далее. Таково было духовное состояние человечества, но какова же радость этого заплутавшего путника, когда он увидит первую звезду, которая предвосхищает восходящее солнце! «Радуйся, Звездо, являющая Солнце», — восклицаем мы в акафисте Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии! Поэтому сегодня в церковных песнопениях мы слышим о великой радости миру, ибо родилась Та, от Которой пришел на землю Спаситель всего мира, Солнце правды Господь наш Иисус Христос, пришедший спасти мир и призывающий всех нас в Царство Божие. Будем радоваться о Рождестве Пресвятой Богородицы, прославлять Ее святое имя и просить, чтобы Матерь Божия, Царица Небесная Своим покровом, заступлением и предстательством хранила Церковь нашу Православную, Отечество наше Российское и весь народ Божий. Пусть благословение Царицы Небесной утверждает и укрепляет всех нас на нашем жизненном пути во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!